17:51

Человечные, душевные, с совестью! (ИНТЕРВЬЮ)

Учитель английского языка Николаевской средней школы Алёна Минина – лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России 2020».


ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ

После конкурса ученики 5-го «А» класса засыпали вопросами своего классного руководителя Алёну Минину. Среди них был и такой:

– Когда объявили 15 лауреатов, какие у вас были ощущения?

– Это было счастье! Я очень обрадовалась! – рассказывает Алёна Владимировна. – Если кто-то смотрел церемонию, помнит, что фамилии лауреатов распределили по трём конвертам. Первый конверт ушёл… Я: «Господи!». Второй конверт ушёл. «Да, Господи, что ж ты меня испытываешь-то так!?». Третий конверт… Называют Калининград… «Да как так?!». Наконец, называют Камчатский край. Я: «Хо! Слава Богу!».

Только 15 участников из 85 – после первых испытаний очного тура – смогли получить высокое звание лауреата и право продолжить борьбу за звание «Учитель года России». Но уже с той минуты, когда со сцены Волгоградского Детско-юношеского центра прозвучали имена лауреатов, они стали победителями – победителями сложнейшего интеллектуального состязания профессионалов, собравшихся вместе со всех регионов России, чтобы выяснить, кто же из них самый яркий, самый работоспособный, харизматичный и неординарный, кто из них лучше других владеет словом и методикой преподавания, кто из них станет примером для остальных, поведёт за собой профессиональное сообщество.

Отметим, что в ходе испытаний требования к участникам жюри предъявляло одинаковые: никого не волновала разница во времени в восемь-девять часов, адаптация и последствия многочасового перелёта. Несмотря на эти дополнительные трудности, выпавшие на долю учителей-дальневосточников, представители трёх регионов ДФО сумели войти в число лауреатов. Среди них – наша Алёна Минина. Какого напряжения всех сил это стоило, оценить смогут только сами участники конкурса «Учитель года России», потому что на словах всё выглядит проще, чем было на самом деле.

Пятеро лауреатов стали затем призёрами Всероссийского конкурса, один – математик Михаил Гуров из Ростова-на-Дону – абсолютным победителем. Однако, уже на финальном испытании – пресс-конференции призёров – председатель Большого жюри ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий особо подчеркнул необычайно высокий уровень не только призёров, но и лауреатов конкурса: «Я просто был поражен конкурсом этого года, очень сильные учителя».

– В чём этот уровень, Алёна Владимировна?

– Думаю, в том, что каждый конкурсант по-своему яркий, выделяющийся, в том, что в какие-то моменты, мне кажется, нас нельзя даже было сравнивать – искренне – потому что мы все разные. Абсолютно были разные! И при этом многие, что мне понравилось, именно человечные, душевные, с совестью. Это было главным, наверное, что нас выделяло.

РАЗГОВОР С ПУТИНЫМ

После церемонии награждения с лауреатами конкурса «Учитель года России» побеседовал Президент России Владимир Путин (дистанционно):

«Знаю, что конкуренция была острой, и каждый из вас, безусловно, достойный претендент на столь высокое звание. Вы доказали это работой в школе со своими воспитанниками, успешно прошли через сложные этапы конкурсных испытаний, получили заслуженную оценку коллег, педагогического сообщества. Уверен, такое признание послужит для вас стимулом к покорению новых профессиональных вершин, к тому, чтобы и дальше постоянно развиваться, совершенствоваться, быть вдохновляющим примером и для коллег, и для своих учеников».

Владимир Путин в нескольких словах рассказал учителям, каким он видит будущее образования в России, что считает важным и затем предложил высказаться участникам встречи. Учитель с Камчатки Алёна Минина говорила о роли сельской школы:

– /…/ наша маленькая сельская школа является центром, является сердцем нашего посёлка. Именно наша школа – это культурный, спортивный, социокультурный центр посёлка, и именно от школы, от нашей в частности, идут инициативы от детей по развитию самого посёлка.

Например, мы являемся активными участниками акции «Я – гражданин России!». В школе реализовано уже более 50 социальных проектов. Например, одним из ярких является проект по восстановлению нерестилища. На территории нашего поселения находится приток реки Быстрой, дети организовали встречу с местными властями, власти помогли нам объединиться с местным КамчатНИРО. И, объединившись, в течение нескольких недель с помощью субботников, техники, которую нам предоставили власти, мы расчистили приток, и уже последние два года ценные лососевые породы возвращаются в нашу речку, то есть уже на нерест заходят /…/.

Сельский учитель рассказала Владимиру Путину – а значит, и всей стране – ещё об одном важном проекте школы: «Времён связующая нить». По инициативе школьников Николаевки был отреставрирован памятник односельчанам, принимавшим участие в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. Сейчас ученики Николаевской школы за ним ухаживают.

– Благодаря своим действиям дети видят, что можно добиться успехов в изменении своего социума, – подчеркнула Алёна Минина. – Пускай это маленькие шаги, но это помогает детям ориентироваться в нынешнем обществе, тем более, как мы знаем, сейчас роль учителя несколько меняется. Мы не единственный источник информации для детей – источников информации очень много. Благодаря социальным проектам, благодаря вообще учителю мы учим детей как раз ориентироваться в этом мире знаний и отделять те же факты от суждений, чтобы сформировать своё, личное суждение, основываясь именно на фактах.

Выслушав Алёну Минину, глава государства отметил, что «в современном мире добиваться больших успехов можно, только успешно работая в коллективе. А если эта совместная работа носит ещё такой благородный характер, совершенно очевидно, что она в Вашем случае такой и является, – природоохранная деятельность, историческая, любая другая, – то это формирует человека, у него создаётся устойчивое мнение о том, что, работая вместе, умея работать вместе, человек может добиваться успехов, в том числе и личных. Это очень интересное, очень важное дело».

На Камчатке родители её учеников спросили Алёну Владимировну:

– Что вы испытывали, когда общались лично с Президентом России?

– Это микс эмоций, потому что я очень волновалась! Но мне очень приятно! Улыбка у меня была, наверное, во все 32, когда я рассказывала ему всё. Потому что это так классно! Жаль, что это было on-line, но это всё равно очень круто, даже пускай так. Когда ты действительно можешь рассказать о своей работе, о месте, где ты работаешь, о посёлке, где ты работаешь. И когда лидер страны говорит о том, что мы молодцы, это не передать словами!

«КУЛАЧОК» ЗА АЛЁНУ

На Камчатке за ходом конкурса следили внимательно, а в Елизовском районе –пристально. По ночам педагоги Николаевской средней школы переписывались в группе whatsapp с камчатской делегацией, поддерживая и ободряя Алёну Минину, посылая положительные импульсы в Волгоград, где проходил конкурс. Многие учителя по вечерам смотрели прямые эфиры не только с участием Алёны Владимировны, но и методические мастерские, классные часы, открытые уроки других конкурсантов – сравнивали, впитывали, примеряли на себя, учились! Учились у лучших педагогов нашей огромной страны.

Кстати, именно в Николаевской средней школе работает лауреат конкурса «Учитель года России 2019» Виктория Скрипникова, успех которой, по мнению директора этой школы, пусть исподволь, но всё же подтолкнул Алёну Минину участвовать во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства 2020 года. Как признаётся сама Алёна Владимировна, она любит участвовать в различных конкурсах, и, конечно же, любит побеждать.

Но даже имея колоссальный опыт участия и побед на конкурсах различного уровня, Алёна Минина переживала и волновалась. Мало того, что испытания учитель с Камчатки проходила  на глазах у сотен тысяч зрителей, так ещё и под первым порядковым номером!

– Алёна Владимировна, какой опыт вы привезли с этого конкурса? – поинтересовались журналисты у лауреата. И она ответила очень эмоционально:

– Первый и главный опыт, который дает конкурс – это опыт борьбы и работы над собой. Это действительно преодоление себя. Когда ты уже седьмой день пашешь без остановки, а перед этим спал только два часа, а у тебя ещё одна ночь и нужно выучить пять страниц А4, и ты сам с собой разговариваешь ночью: «Алёна, ну пожалуйста, давай ещё эти два абзаца выучим! И пойдём! Потому что за тобой Камчатка, родина твоя, и школа твоя!».

Пожалуй, лучше всего это сейчас понимает лауреат 2019 года Виктория Скрипникова, которая, «болея» за коллегу у экрана компьютера, снова и снова проживала свой опыт! И, конечно, Виктория Борисовна с радостью, с восторгом в глазах встречала Алёну Минину из 13-дневной командировки, искренне радуясь её успеху.

ИСКУПАЛИ В ЦВЕТАХ

Алёна Владимировна вернулась на Камчатку 4 февраля и в этот же день пришла в родную школу на встречу с коллегами. Учителя Николаевской средней школы стоя аплодировали Алёне Мининой, ведь они ждали её с нетерпением! Но с ещё большим нетерпением ждали своего учителя, своего классного руководителя ученики 5-го класса. Ребята скромно выстроились у стены актового зала, чинно, с выражением прочли приветственные строки, сложенные в рифму, а потом все разом радостно кинулись на шею учителю. Обнимали и плакали – от радости, что всё, наконец, закончилось и их классная мама дома, с ними! Эти дети, конечно же, теперь очень горды, что их учитель – один из лучших в России, но ведь они и без конкурса прекрасно об этом знали!

В стенах Николаевской школы Алёну Минину не только искупали в овациях, но и одарили комплиментами, словами благодарности и цветами: от коллектива, от учеников, от родителей, от себя лично, от директора, от односельчан – словно именинницу. Яркие букеты посреди зимы радовали глаз и сердце и растрогали участницу конкурса до слёз.

ИНТЕРЕСНЫЕ ВОПРОСЫ

Директор Николаевской средней школы Ольга Муравьёва устроила небольшой брифинг с участием лауреата конкурса «Учитель года России 2020» Алёны Мининой и сопровождавшей конкурсантку в поездке заведующей кафедрой педагогики, психологии, дополнительного и специального образования Камчатского института развития образования Алёны Давиденко.

– Спасибо большое всей команде! Потому что в конкурсные дни мы не только работали: мы отслеживали все мастер-классы, мы отслеживали классные часы, открытые уроки. И честно говоря, за столь короткое время посмотреть столько нужной, полезной информации, посмотреть столько великолепных, классных учителей у нас не было бы возможности. Это получилось благодаря Вам, Алёна Владимировна! – с такими словами, открывая брифинг, директор школы обратилась к лауреату конкурса 2020 года.

Надо отдать должное Алёне Мининой – она, несмотря на колоссальную усталость, держала форму и ответила на все вопросы, которые виновнице торжества задавали в этот день и её ученики, и коллеги, и представители пресс-службы Администрации Елизовского муниципального района.

– Вы давали урок детям Волгограда. Скажите, они чем-то отличаются от нас? – спросила Алёну Минину пятиклассница.

– В первую очередь они отличаются от вас тем, что они не пятый, а девятый класс. Дети как дети, как и все дети на всей планете. Они очень волновались и, конечно, переживали – вы себе представляете, на них смотрело жюри, вся страна смотрела, а ещё тут какой-то непонятный учитель на непонятном языке разговаривает весь урок, вообще не переходя на русский… Но дети молодцы, дети работали, они помогли мне провести урок. Потом после урока они ко мне подходили, благодарили и даже были двое детей, которые пытались на английском выразить, как им понравился урок и Шекспир мой. А потом эти же дети пришли на классный час, и они уже мне рассказывали, что родители, которые смотрели трансляцию, очень переживали, почему жюри задает мне столько вопросов, никому столько вопросов не задают.

– Сколько учителей английского приехали на конкурс и сколько из них стали лауреатами?

– 13. Из них в число лауреатов вошла только я.

– Вам удавалось хоть чуть-чуть отдохнуть?

– Я думаю, что не сильно удавалось, – ответила за участницу конкурса Алёна Давиденко. – Потому что даже когда она ничего не учила, шла внутренняя большая работа и она всё время была «в тонусе». Больше всего в таких случаях давит чувство ответственности, чтоб никого не подвести. Но она справилась.

Этот вопрос вызвал бурное обсуждение. Например, учителя говорили о том, что вести урок без эмоций невозможно. То есть, была у нашей конкурсантки ещё и эмоциональная усталость, которая только накапливалась.

Обобщила же ответ старейший учитель Николаевской школы Галина Михайловна Нечкина:

– Мне кажется, что тяжело было Алёнке ещё и потому, что второй год подряд – Камчатка. Вы представляете?! Да из одной школы. И она должна была чувствовать такую ответственность: «Чтобы не подкачать!». И она должна войти в эти 15-ть! В 2019 году мы ехали пробовать, а второй раз мы знали, что могут и не пропустить!

– В какие моменты вы чаще всего испытывали стресс?

– Самый пик стресса был перед выступлением, потому что потом ты себя приводишь в порядок и ведешь занятие. Главное – начать.

– Конкурс проходил в городе-герое Волгограде. Город вас чем-то заинтересовал?

– Заинтересовал. К сожалению, как вы слышали, времени было мало что-то посетить, но для участников конкурса в первые дни, когда было ещё более-менее посвободнее, нас возили на Мамаев Курган, нам показали музей-панораму Сталинграда, показали Дом Павлова, руины мельницы – то есть, те места, где шли бои за Сталинград в годы Великой Отечественной войны. И экскурсоводы рассказывали, как это происходило. Когда ты во всё это погружаешься и осознаешь, что на вот этой земле во время боёв не было клочка, не пропитанного кровью, не изрытого снарядами и пулями, начинаешь понимать невероятный подвиг этого города. И очень важно, что есть такие места и их до сих пор сохраняют, чтобы помнить об этом, помнить о том подвиге…

– Кого вы считаете своим учителем?

– Спасибо судьбе, у меня очень много учителей таких. Первые мои учителя – это родители. Это мой папа – тот человек, который воспитывал во мне справедливость, ответственность, человечность, душу.
Я вспоминаю университетские времена… У меня было несколько педагогов, которые запомнились. Одним из них была как раз-таки преподаватель зарубежной литературы Цюрупа Валентина Порфирьевна, которая привила мне любовь к чтению, вообще научила меня любить читать.
А в нашей школе у меня есть вот такие педагоги рядом – Инна Анатольевна Соколова, Татьяна Валентиновна Ревенок – для меня они тоже определённые ориентиры в этой жизни, очень ценные для меня люди! И я благодарна судьбе вообще, что я сюда попала, что я делаю то, что, наверное, должна по судьбе делать.

Ответ на этот вопрос очень эмоционально дополнила Татьяна Ревенок:

– Алёна перед Путиным когда сидела, она делала это ради папы. Она так и говорила: «Я так рада этому потому, что мой папа на меня будет смотреть!». Потому что для него Путин авторитет, и то, что дочь общается с Президентом таким вот образом – для неё это было очень важно!

– Как вы могли бы описать этот конкурс одним словом? Помните, на пресс-конференции ведущий спросил призёров об этом? И сказал, что описал бы его словом «счастье».

–Это счастье в любом случае. Но пока мне нужно осознать, что произошло со мной, если честно. Потому что, буквально, десять конкурсных дней, это… Как будто бы меня здесь не 13 дней не было, а не было меня месяца три. И мне нужно понять, что это было. Пока соглашусь, мои коллеги правильно его описали: «маленькая жизнь», потому что это определённый какой-то период, событие произошло! Может быть позже, уже придя в себя, я дам ему другое определение.

 

– Конечно, мы «разбор полётов» будем делать намного позже, потому что есть, что разбирать, – отметила в свою очередь Алёна Давиденко, все эти дни сопровождавшая на конкурсе представительницу Камчатки. – Сейчас у нас у всех эмоции зашкаливают – это правильно, это надо прожить. А потом, разобрав все этапы на наших занятиях, я думаю, что мы сделаем хорошие выводы. Я также думаю, что для Алёны Мининой всё только начинается, потому что самое трудное будет сейчас. Наверное, Вика Скрипникова понимает уже, о чём я говорю: когда там ты живёшь в каком-то бешеном ритме, в какой-то другой реальности и ты возвращаешься сюда – это очень нелегко. И я надеюсь, что коллеги Алёны окажут ей поддержку.

Отметим, что стать лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года России» и Виктории Скрипниковой, и Алёне Мининой помог дружный педагогический коллектив Николаевской средней школы. В одиночку вскарабкаться на ту вершину, которую два года подряд удаётся покорить учителям этой школы, практически невозможно. Для успеха нужна и дружеская, и методическая поддержка, а ещё желание директора школы выйти из зоны комфорта, ведь учитель, занятый подготовкой к конкурсам и отсутствующий по несколько дней из-за конкурсных испытаний, ломает график, расписание, привычный ритм школы. Умение руководителя выстраивать этот ритм снова и снова, с учётом чьих-то поездок и тренировок, и помогает учителям подниматься по ступенькам профессионального мастерства. В Николаевской средней школе именно так и сложилось!

От всей души поздравляем Алёну Минину и педагогическое сообщество Камчатки с успехом и желаем учителям региона новых дорог и вершин.

Вера Ступникова, фото автора и из архива «Учительской газеты»

 


Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *