18:02

ГЛАВНАЯ ПУТИНА ГОДА: ПРОГНОЗЫ И ОЖИДАНИЯ

В 2021-ом Камчатка получила обнадеживающий стартовый прогноз науки по подходу тихоокеанских лососей.

О том, как идет подготовка к главной путине года, уроках 2020-го, испытанием пандемией и особой важности рыбохозяйственной науки – в интервью с председателем Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимиром ГАЛИЦЫНЫМ.


– По-прежнему ли Камчатка главный промысловый регион Дальнего Востока?

– Камчатка была, есть и уверен, останется лидером по добыче и воспроизводству тихоокеанских лососей.

Наука прогнозирует в этом году возможный объем вылова лососей в 359 тысяч тонн из почти 460 тысяч тонн по всему Дальнему Востоку.

То есть в этом году на Камчатку приходится в 3,5 раза больше лососей, чем на остальные дальневосточные регионы.

Такого оптимистичного стартового прогноза не было последние самые рыбные 15 лет лососевого промысла на Камчатке.

– Камчатка готова к переработке уловов?

– Флот и заводы готовы к переработке и больших объемов. Вопрос в другом: готово ли в Приморье, как основной центр перевалки рыбы, принять этот объем, отгрузить и отправить в центральные регионы?

В этом году ситуация существенно осложнилась в связи закрытием из-за пандемии портов в Китае. Сегодня транзитные суда стоят в ожидании выгрузки, а на Дальнем Востоке, напомню, все еще продолжается минтаевая путина и надо выловить миллион тонн рыбы, а до лососёвой путины осталось всего ничего.

– В прошлом году прогноз по восточной Камчатке не подтвердился, хотя ожидания были самые радужные. При этом с проблемой низких подходов тихоокеанских лососей столкнулись не только мы, но и, как выяснилось, наши соседи по Северной Пацифике. Как произошедшее объясняет наука?

– В феврале на Сахалине состоялась международная научная конференция, на которой обсуждалась эта общая для всех стран Северной Пацифики проблема.

Она собрала ученых из России, США, Канады, Японии и Кореи.

Выдвинута теория, что причиной невозврата лососей в путину 2020 года стали крупномасштабные изменения климатических условий в северотихоокеанском бассейне. Речь, в том числе, идет о периодах глобальных потеплений и похолоданий там, где нагуливается лосось. Условия меняются, это сильно влияет на выживаемость молоди лососей. В прошлую зиму значительно сократился ареал нагула тихоокеанских лососей в океане.

Соответственно, возникла высокая конкуренция, произошел подрыв кормовой базы, и, следовательно, это сказалось на численности лососей.

Пример тому – восточно-камчатская горбуша, которая подошла в меньших объемах как раз из тех районов океана, где, по мнению ученых, и сложились те самые негативные условия. При этом по западно-камчатской горбуше ситуация была прямо противоположной, прогноз вылова в ходе путины был значительно превышен.

– Такое перераспределение лососей связано только с природными факторами?

– Происходит не просто перераспределение, наблюдается именно сокращение численности популяций.

Яркий пример деградации промысловых запасов – это Сахалин, наши соседи.

Как пример значительного сокращение численности популяции лососей на конференции была приведена статистика по заливу Анива. В 2009 году рыбаки добыли там 57 тысяч тонн лососей, в прошлом году – всего тонну, вдумайтесь, сокращение – в 57 тысяч раз.

И подобное может произойти в любом регионе, если сложатся аналогичные условия. Это и комплекс природных явлений, и, безусловно, антропогенный фактор.

На мой взгляд, на Сахалине наряду с неблагоприятными климатическими факторами имело место чрезмерное изъятие рыбы в режиме промышленного рыболовства, а также значительный пресс браконьерства со стороны местного населения.

И возможно, весомый «вклад» в сегодняшнюю плачевную ситуацию с лососями на Сахалине внес региональный эксперимент «три хвоста»,  реализованный на фоне сокращения запасов тихоокеанских лососей.

Но в целом, по мнению ученых, тенденция сокращения численности  популяций тихоокеанских лососей наблюдается во всем северотихоокеанском бассейне. 

– Итог лососевой путины-2020 на востоке Камчатки привлек особое внимание к рыбохозяйственной науке. Как ситуация в этом секторе складывалась в последние годы и какие шаги предпринимаются сегодня, чтобы поддержать ученых?

– В последние годы не было достаточных средств на системные научные исследования, сокращался научный флот и число научных работников.

А нет науки – нет прогнозов.

От качества прогноза зависит то, как сработают рыбопромышленники. В итоге убытки несут все, и в первую очередь государство.

Так, в 2015 году были прекращены исследования подходов лососей в Карагинскую подзону. А если бы в 2020-ом у нас были эти данные, то по крайней мере уже до начала путины рыбаки понимали бы, насколько оправдывается прогноз по подходам. И это помогло бы рыбопромышленникам скорректировать планы.

Да, в прошлом году прогноз не оправдался, но это стало толчком к тому, что на рыбохозяйственную науку, наконец, обратили особое внимание на всех уровнях власти.

ФАР поддержало предложение губернатора Камчатского края об увеличении финансирования науки, в том числе для изучения подходов лососей к берегам Камчатки.

Согласно принятым решениям, в этом году проведут дополнительную съемку в прикурильских водах, которая позволит определить численность лососей, проходящих через проливы между мысом Лопатка и Южными Курилами. Это дополнительный инструмент в оценке подхода лососей в Охотское море, в том числе и к западной Камчатке.

– От науки перейдем непосредственно к тем, кто добывают лососей. В 2020-ом из-за пандемии появились дополнительные статьи расходов, связанные с тестированием, обсервацией сезонных рабочих. Насколько это «ударило» по бюджету рыбопромышленных компаний при подготовке к «красной» путине?

– Общий объем затрат, по нашим расчетам, составил порядка 2 млрд рублей. Людей надо было привезти, организовать тестирование, обсервацию на 14 дней, обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований на предприятиях, доставить сотрудников непосредственно к месту работы в условиях, когда действовали транспортные ограничения внутри региона. Конечно, никто не был готов к такому объему работ и финансовому бремени.

– Как в нынешнем году будет организован завоз сезонных рабочих?

– Есть требования Роспотребнадзора и позиция Федерального агентства по рыболовству, касающиеся вакцинации экипажей морских судов, двойного тестирования, обсервации. То есть это обязательные меры по нераспространению covid-19.

Они продолжат действовать, в том числе при завозе сезонных работников из других регионов на лососевую путину.

В этом году, надеюсь, будет легче, поскольку мы уже понимаем, с чем имеем дело. Идет активная кампания по вакцинации. Плюс многие уже переболели, то есть у людей сформировался иммунитет.

– Привозная сила – это необходимость? Почему нельзя обойтись только камчатскими кадрами?

– Во-первых, у нас просто нет такого количества работоспособного населения, которое готово высвободиться и отправиться на путину одномоментно. Мы «оголим» другие направления экономики.

Во-вторых, на Камчатке не так много желающих пойти работать в отрасль, на ту же рыбопереработку.

В этом смысле пандемийный год был очень показателен. По данным статистики, из тех, кто в 2020-ом оказался не у дел, – представители сферы обслуживания, туризма и т.д., – мало кто пошел работать в рыбную промышленность. Буквально считанные единицы. Ведь работа на путине это тяжелый, можно сказать каторжный труд, хотя он и хорошо оплачивается.

Практика завоза сезонных работников на Камчатку сложилась еще в советские времена, когда жителей на полуострове было в 1,5 раза больше чем сейчас.

Редакция ИА “41”
Заглавное фото: пресс-служба правительства Камчатского края, архив


Один комментарий

  1. А можно сразу рассказать людям куда рыбные доходы уходят? И когда на Камчатке жители смогут есть эту рыбу а не смотреть как в музее? Путина давно перестала кормить местных!

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *