18:31

Камчатцам разъяснили особенности работы негосударственных пенсионных фондов

Периодически в открытых источниках появляются сообщения о неправомерных переводах пенсионных накоплений граждан, восстановлением прав которых занимается прокуратура. Мы предлагаем читателям разъяснения по этой проблеме и по другим актуальным вопросам пенсионной отрасли.

Как работал пенсионный рынок в период активного перевода накопительной пенсии в негосударственные пенсионные фонды? Что стало причиной масштабных переходных кампаний? Что мотивировало людей менять страховщиков?

Пенсионные накопления (или накопительная пенсия) с 2002 года формируются у граждан, родившихся после 01 января 1967 года. До 2014 года накопительная пенсия росла за счёт обязательных страховых взносов, которые за своих работников платил работодатель, плюс дохода от их инвестирования. С 2014 года все взносы работодателя идут только на страховую пенсию работника, а накопительная пенсия прирастает только за счёт инвестиционного дохода. Граждане выбирают сами: формировать им накопительную пенсию в ПФР или НПФ.
 
Самыми активными в заключении договоров обязательного пенсионного страхования (ОПС) накопительные фонды были в 2015-2018 годах. Тогда они стали широко использовать услуги агентов – физических и юридических лиц, среди которых были как добросовестные, так и обманом переводившие клиентов между фондами: от введения в заблуждение до подделки подписей на договоре ОПС. Граждане порой даже не знали, что их средства куда-то переведены.
Вознаграждение агентов от НПФ зависело от количества договоров: чем их больше, тем выше вознаграждение – к сожалению, это стимулировало мошенников. Пострадали и граждане, средства которых переводились от одного страховщика к другому, и НПФы, платившие агентам вознаграждение, а в итоге получившие заметный процент нелояльных клиентов.
 
Надо было решать проблему: меры приняли регулирующие госорганы – Центральный Банк РФ, Минтруд РФ, Депутатский корпус и сами НПФ. Было введено дополнительное регулирование порядка заключения договоров ОПС, чтобы обеспечить защиту граждан и их пенсионных накоплений от мошеннических действий. Как очень успешная отмечается работа в этой сфере в г. Петропавловск-Камчатский и Камчатском крае. Сегодня в системе неправомерные переводы устранены – мошенникам на этом рынке больше нет места, хотя отголоски тех периодов возникают до сих пор.

Какие конкретно были приняты решения, обеспечившие в итоге защиту прав граждан?

За последние 3 года для устранения проблемы неправомерных переводов были введены нормативные требования и установлен ряд ограничений. С начала 2019 года каждый НПФ обязан информировать клиента о самом порядке перехода, о возможных потерях инвестиционного дохода при досрочных переходах и сумме таких потерь. В 2020 году введён запрет на услуги агентов для заключения договоров ОПС и ограничены варианты подачи заявления о переходе. Теперь такое заявление можно подать только лично в ПФР или электронно через портал Госуслуг. В 2021 году Банком России утвержден Базовый стандарт финансовых услуг и объём информации для застрахованного лица при заключении договора об обязательном пенсионном страховании.
Итогом этой правовой работы стало резкое снижение количества переводов пенсионных накоплений от одного страховщика к другому и отсутствие жалоб на неправомерные переводы.
Так, в 2021 году в ПФР поступило около 133 тысяч заявлений о переводе средств, что сопоставимо с показателями 2020 года (129,8 тысяч), но уже в 2,6 раза меньше, чем в кампанию 2019 года (345 тысяч заявлений). А ведь в 2018 году таких заявлений было подано около 2 млн. Снижение интенсивности переходных кампаний – позитивный результат, сейчас люди совершают переход, тщательно взвесив все условия и оценив возможные потери.
 

Что делать, если гражданин узнал, что у него сменился страховщик?

 
Прежде всего, не паниковать, ведь накопления никуда не пропали. Сначала надо уточнить: каким образом его страховщиком стал этот НПФ. Дело в том, что хоть число НПФ за 5 лет и сократилось вдвое, фонды при этом не закрывались – они присоединялись к НПФ с развитыми клиентскими сервисами и устойчивыми инвестиционными стратегиями, и возможно НПФ, с которым гражданин заключал договор ОПС, просто был реорганизован. Официальная информация об этих реорганизациях – на сайте Банка России. Далее, надо выяснить: когда был совершён перевод накоплений, как работал НПФ и сколько начислил дохода. Важно понимать, что НПФ борются за клиента, стараются обеспечить ему максимально выгодные условия. И сегодня, благодаря усилиям Банка России и самих фондов, рынок НПФ сделал большой шаг в надежности и устойчивости, предлагает различные пенсионные программы, в самом благоприятном режиме формирующие личный пенсионный капитал, используя ещё и налоговые льготы.
 
Генеральный директор НПФ «БУДУЩЕЕ» Светлана Касина рассказала редакции ИА 41 какая работа сейчас ведется фондом, чтобы нивелировать последствия действий агентов. 
 
Мы не работаем с агентами с конца 2018 года, это принципиальная позиция управленческой команды, которая сменила прежний менеджмент фонда. Поэтому вы не увидите «свежих» историй о неправомерном переводе – всё, что попадает в суд и прокуратуру сейчас, это последствия событий 2016-2018 годов. Фонд строит взаимоотношения с клиентами на добросовестной основе, предоставляя качественные услуги и эффективное управление активами. Все самые востребованные услуги доступны для клиентов онлайн: обновление личных данных, обращение за назначением накопительной пенсии. На сайте фонда реализована возможность обратиться в службу финансового омбудсмена для решения спорных вопросов.
 
Мы рекомендуем не только своим клиентам, а всем раз в год проверять состояние пенсионного счёта и свой НПФ через портал Госуслуг в разделе «Извещение о состоянии лицевого счёта». Это позволит при выявлении ошибки или возникновении вопросов сразу обратиться в НПФ и оперативно решить проблему.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *