14:15

Проект строительства СПГ-терминала критикуют в соцсетях

По мере приближения подписания соглашения между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Правительством Камчатского края и ПАО «НОВАТЭК» о строительстве терминала по перегрузке сжиженного природного газа в бухте Бечевинской, которое должно произойти на полях Восточного экономического форума, в социальных сетях стали появляться негативные отзывы, касающиеся этого проекта.


«Одни сетевые аналитики берут на себя смелость утверждать, что реализация морского перегрузочного комплекса (МПК) невозможна, вторые сомневаются в его рентабельности, спорят об экологических последствиях. Хотя, по моим наблюдениям, публика, радеющая об экологии со страниц социальных сетей, чаще других наших сограждан не утруждает себя использованием урн для окурков и опорожнённых банок из-под пива», — говорит генеральный директор АО «Корпорация развития Камчатки» Николай Пегин.

Он отмечает, что для компании, которая смогла создать за Северным полярным кругом (в посёлке Сабетта) уникальный завод и сопутствующую ему социальную и транспортную инфраструктуру, не составит труда построить МПК на территории с куда более благоприятными климатическими условиями.

Основной аргумент второй категории оппонентов состоящий в том, что перегрузка СПГ и неизбежные при этом потери газа, а также немалые затраты на строительство терминала сделают его нерентабельным, требует подробного рассказа о проекте.       

Долгое время оставался нерешенным вопрос с размещением терминала по перегрузке СПГ. В качестве таких мест предлагалась Авачинская губа, бухты Русская и Бечевинская. Последняя, расположенная в 90 километрах от краевого центра, является одной из самых северных из незамерзающих камчатских бухт. Первоначально все стороны склонялись к размещению терминала в Авачинской губе, на берегах которой в основном создана необходимая транспортная и энергетическая инфраструктура, что в значительной степени снижает стоимость реализации проекта.

Но несколько факторов заставили пересмотреть первоначальное решение. В конечном итоге выбор экспертов остановился на бухте Бечевинской, имеющей прямой выход в Тихий океан. В бухте Бечевинской планируется развернуть дноуглубительные работы и создать защитные сооружения от цунами.    

Ориентировочная стоимость проекта оценивается в 108 миллиардов рублей, из которых частные инвестиции составят 69,5 миллиарда. В качестве срока выхода терминала на проектную мощность называется 4 квартал 2022 года. Согласно заявлению заместителя председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Дениса Храмова, перегрузочный комплекс планируется мощностью 20 миллионов тонн в год и будет включать в себя две очереди с объёмом каждой около 360 тысяч куб. м.

«Часть экспертов, как и камчатские оппоненты, высказывают сомнения в рентабельности предлагаемого «НОВАТЭК» проекта, но при этом делают существенные оговорки об объёмах перевозимых грузов, о ценах на голубое топливо, о возможности государственной поддержки… Хотя уже известно, что бюджетные вложения в проект составят 38,5 миллиарда рублей. Основная часть российских и зарубежных экспертов уверена в рентабельности проекта без всяких оговорок. В самой компании окупить затраты на строительство терминала планируют за пять лет», — рассказывает Николай Пегин.

Интерес федерального центра к строительству МПК на Камчатке понятен. Создание терминала по перегрузке СПГ в бухте Бечевинской, кроме реализации планов развития «НОВАТЕКа» позволяет решить несколько задач общегосударственного значения. Во-первых, оптимизировать транспортную логистику при доставке СПГ, других углеводородов с месторождений в Арктике в азиатские страны, а также сделать шаг для возможного завоевания рынка в Океании, Австралии, Южной Америке. Во-вторых, стимулировать использование транспортно-логистического потенциала Северного морского пути со стороны широкого круга международных судоходных компаний.

«С выходом терминала на проектные мощности возможно создание нового независимого центра формирования цены СПГ для потребителей в Азии, не исключено также, – что и в ряде стран Нового света. Его появление создаст дополнительные конкурентные вызовы для производителей и перевозчиков сжиженного природного газа в США. Поэтому нетрудно спрогнозировать их противодействие реализации проекта. Не здесь ли следует искать причины появления в социальных сетях противников строительства МПК на Камчатке?», — говорит генеральный директор АО «Корпорация развития Камчатки».

Он уточняет, что создание в бухте Бечевинской МПК позволит решить и ряд региональных задач. Край получит нового мощного налогоплательщика и около сотни дополнительных рабочих мест с высокой заработной платой. Ещё большее количество рабочих и инженерно-технических сотрудников будут задействованы на строительстве терминала. В ходе его возведения возникнет необходимость в серьезном развитии дорожно-транспортной и энергетической инфраструктур. Терминал поможет также решить топливную проблему, стоящую перед краем. Существующие на полуострове месторождения природного газа не способны обеспечить потребности региона с активно развивающейся экономикой в голубом топливе. Ликвидировать разрыв между существующими запасами и потребностями сможет использование отпарного газа, который образуется при перегрузке с танкера на танкер.

На фото: бухта Бечевинская, танкер-газовоз в ледовых полях, технологический причал порта посёлка Сабетта.

ia41

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *