12:03

Природоохранная прокуратура выясняла, почему загорелась свалка

Камчатская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку по информации, размещённой в начале июля в сети «Интернет», о горении мусорной свалки в Елизовском районе Камчатского края, которую пожарные не могли потушить несколько дней.


Установлено, что полигон твёрдых коммунальных отходов, открытый в 1999 году, эксплуатируется открытым акционерным обществом «Елизовское многоотраслевое коммунальное хозяйство» (ОАО «ЕМКХ»). Полигон расположен в 28 километрах от города Елизово и в одном километре от села Пиначево, входящего в состав Раздольненского сельского поселения.

Согласно документам полигон был открыт на землях совхоза «Заречный» в существующем карьере сроком на 3,5 года. При достижении проектной отметки полигон должен был быть закрыт, а участок рекультивирован.

На момент осмотра, 8 июля, полигон работал, и на свалке оставалось два очага задымления от горевшего несколько дней мусора, работала пожарная автоцистерна марки «ЗИЛ». Проверка показала, что полигон эксплуатируется с грубыми нарушениями природоохранного и санитарного законодательства.

Нормативные акты запрещают сжигать мусор на полигонах и обязывают эксплуатирующие организации принимать комплекс мер по предупреждению самовозгорания ТБО, а если возгорание произошло – иметь полный арсенал средств для его скорейшей локализации.

На полигоне в Пиначево подавляющее большинство нормативных требований ОАО «ЕМКХ» не выполняется, что и привело к возгоранию, непосредственные причины которого пожарными ещё не установлены. Неисполнение требований закона не позволило предупредить возгорание, вовремя его выявить и быстро потушить.

Вопреки установленным правилам, круглосуточной охраны на полигоне нет. Работник, ответственный за пожарную безопасность, который должен осуществлять повседневный надзор за первичными средствами пожаротушения и организацию тушения, не назначен, никакие меры по пожарной безопасности не разработаны. Инструкция о порядке действия персонала при возникновении пожара отсутствует, способы оповещения пожарной охраны города не определены, правилам пожарной безопасности применительно к такому объекту персонал не обучен.

Вблизи полигона нет естественных источников воды для использования в случае возникновения пожара, резервуар или искусственный пруд емкостью не менее 50 куб. м не обустроен. На полигоне даже нет первичных средств пожаротушения, огнетушителей, запаса песка, дежурной поливочной автомашины (в жаркий период) и многого другого.

На бульдозере, применяемом на рабочей карте полигона, не установлен искрогаситель, а имеющийся на тракторе колпак не соответствует установленным требованиям. Отходы на полигоне складируются беспорядочно, без соблюдения суточных размеров рабочей карты складирования, заданной высоты слоя отсыпки, контроля степени уплотнения ТБО.

Имеющиеся в наличии переносные сетчатые ограждения, которые должны применяться каждый раз во время разгрузки мусоровозов для задержки мелких и легких фракций, не используются.

«Всё это стало причинами и условиями, которые способствовали возгоранию, длительному горению отходов, которое, безусловно, оказало негативное влиянию на окружающую природную среду и среду обитания человека», – рассказали в краевой прокуратуре.

Там добавили, что в нарушение Инструкции и санитарно-эпидемиологических требований на выезде с территории полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая зона с железобетонной ванной, заполненной дезинфицирующим раствором и опилками, для обработки колёс мусоровозов. Водоотводная канава, защищающая участки складирования от дождевых и паводковых вод, по периметру полигона не оборудована. Объект огорожен лишь частично и ненадлежащими материалами.

Работники полигона не контролируют несанкционированное складирование отходов, содержащих опасные радионуклиды. Радиационный дозиметрический контроль поступающих отходов приборами не осуществляется.

Контроль загрязняющего влияния на состояние подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне полигона также не проводится. Пробы атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих большую опасность, не берутся, их ежеквартальный анализ не осуществляется (обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют содержание опасных веществ – метана, сероводорода, аммиака, окиси углерода, бензола, трихлорметана, четырёххлористого углерода, хлорбензола и других загрязняющих веществ).

Вместо двух контрольных скважин для учёта влияния складирования ТБО на грунтовые воды (должны закладываться: одна выше полигона по потоку грунтовых вод, 1-2 скважины – ниже полигона), на Пиначевском полигоне имеется только нижняя скважина.

Таким образом, результаты мониторинга за 2016-2017 годы, представленные ОАО «ЕМКХ» в Управление Роприроднадзора по Камчатскому краю, не исключают негативного воздействия полигона на окружающую среду и наличие в атмосферном воздухе опасных загрязняющих веществ.

По результатам проверки природоохранный прокурор Михаил Новицкий внёс представление об устранении нарушений федерального законодательства генеральному директору ОАО «ЕМКХ» Коваленко Н.В.

Результаты рассмотрения представления и принятие необходимых мер поставлены на контроль.

Кроме того, проводится дополнительная проверка в части исполнения контрольных полномочий управлениями Росприроднадзора (в части соблюдения природоохранного законодательства) и Роспотребнадзра (по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований), а также в связи с грубыми нарушениями трудовых прав работников полигона, правил охраны труда и других законодательных норм. По результатам этих проверок будет решаться вопрос о принятии соответствующих мер реагирования.  


Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *