14:02

Камчатцев просят не ходить в горы

На Камчатке спасатели рекомендуют воздержаться от посещения горных склонов, напоминая, что весна — это наиболее опасный период схода лавин. Особенно увеличился риск схода снежных масс после прошедших циклонов. Два года назад, 21 марта 2020 года, в районе 111 километра трассы Петропавловск – Усть-Большерецк лавина накрыла двух человек, которые катались на сноубайках. Выжить им не удалось. Тело одного из экстремалов нашли на глубине около 50 сантиметров с помощью бипера, тело другого — обнаружили на глубине около 1,5 метра с помощью лавинных щупов.


Кататься они поехали в тот период, когда на Камчатке действовала лавинная опасность. Между тем, как показывает практика, человеческий фактор — это одна из наиболее частых причин схода лавин. В основном, это горнолыжники, сноубордисты и снегоходчики, которые предпочитают кататься по свежевыпавшему снегу, и, зачастую, просто «пропиливают склон».

«Кроме того, для Камчатки характерны такие природные аномалии, как оттепели и тут же следующие за ними морозы, в связи с чем образуется ледяная корка. Вот эти факторы и являются причиной схода лавин. Снег выпадает, но его сцепления со склоном практически нет, и лавины под своей тяжестью уходят вниз», — рассказал начальник поисково-спасательного подразделения поисково-спасательного отряда краевого МЧС Сергей Марков.

За спиной опытного спасателя сотни спасопераций, в том числе и по поиску людей, которых накрыла лавина. Но одна из них запомнилась больше всего. Тогда, в 10 апреля 2010 года поступило сообщение о том, что в установленное время — 14:00 — вертолёт Ми-8 с туристической группой на борту не вышел на связь. Воздушное судно перевозило лыжников и сноубордистов в район перевала Дукук. Сразу же после поступления информации о возможном происшествии туда вылетел дежурный вертолёт компании «Камчатские авиалинии» с тремя спасателями и врачом на борту. Позже на перевал прибыл ещё один вертолёт, на этот раз МЧС России, также со спасателями на борту. Около четырёх часов дня корпус МИ-8 был обнаружен в 67-ми километрах западнее города Елизово на перевале Дукук.

В момент схода лавины 15 туристов (из них 11 человек — граждане Германии, один — гражданин Бельгии, трое — граждане России) находились на склоне горы, ещё трое членов экипажа — в кабине вертолёта. Туристическая группа не была зарегистрирована. Лавина протащила воздушное судно более 200 метров по склону горы. В результате корпус Ми-8 был разрушен полностью, погибли два члена экипажа, находившиеся на борту, и восемь туристов, которые в момент схода лавины находились на склоне горы. Восемь человек— семеро туристов и один член экипажа (командир) — спасены.

«Как выяснилось позднее, сход лавины был спровоцирован самими туристами, которые совершали спуск по склону горы. Один из экстремалов попросту подрезал склон, и огромная снежная масса, объёмом около 300 тысяч кубометров, сошла на людей, которые катались ниже. Так как склон был очень крутой, лавина крайне быстро набрала скорость. Точка старта снежного языка находилась на высоте примерно 1400 метров. Оттуда лавина ринулась вниз, затем разделилась на два языка, а в конце пути вновь соединилась в единый поток и смела вертолёт, — рассказал Сергей Марков. — Выходить на склоны надо уже подготовленными, иметь определённый запас знаний, правильно передвигаться, оценивать состояние снега, иметь с собой специальное снаряжение».

Одно из наиболее необходимых экстремалам устройство — лавинный датчик. Прибор надевается на тело под верхнюю одежду и включается в режим передачи сигнала. Всё время, пока человек находится на склоне, бипер непрерывно излучает радиосигналы определенной частоты. В случае, если кто-то из группы попадает в лавину, биперы других участников, переключенные в режим приёма, улавливают сигнал, исходящий из-под снега от бипера пострадавшего участника, который продолжает работать в режиме передачи. Получаемый радиосигнал датчики преобразуют в визуальную и аудиальную информацию — на их дисплее отображается направление и расстояние до объекта, кроме того, они издают звуковой сигнал, усиливающийся по мере приближения к объекту.

 «Находясь на потенциально лавиноопасном склоне, все члены группы обязательно должны иметь при себе такие датчики, включённые в режим передачи сигнала. Бипер надежно закрепляется на теле при помощи двух строп — вокруг пояса и через плечо. Надевать его всегда следует под верхнюю одежду. Человек, попавший в лавину, может умереть от удушья или полученных травм. Однако для живого человека, погребенного под снегом, такой датчик может стать эффективным средством к спасению. Конечно, его наличие не всегда гарантирует благоприятный исход. Поэтому мы предупреждаем жителей и гостей Камчатского края: регистрируйте свой маршрут в МЧС, а во время путешествий соблюдайте предельную осторожность», — отметил Сергей Марков.

Спасатель настоятельно рекомендовал не выходить на неподготовленные склоны, как бы заманчиво это ни было. Нельзя ехать поперёк склона на лыжах или борде — то есть подрезать его. Спускаться нужно ровными плавными дугами, стараясь по возможности не падать: падение увеличивает нагрузку на склон в десять раз.

 «Если вас всё-таки застала лавина, очень энергично выполняйте любые движения, направленные на то чтобы сохранить равновесие и уехать в безопасную зону. Это вполне реально. Главное, не старайтесь убежать от лавины вниз, как правило, это невозможно, потому что у неё очень большая скорость. Надо стараться уехать в сторону, ближе к краю. Можно спрятаться за большим валуном, деревом, либо выступом. У лавины очень большой удар и мгновенно забиваются дыхательные пути. Если они не тронуты, то больше шансов остаться живым. Поэтому постарайтесь при подходе снега закрыть их, например, капюшоном».

Если спрятаться от лавины не удаётся, и снежная масса вас всё же увлекает с собой, то нужно, во-первых, постараться избавиться от палок (это касается, в первую очередь, горнолыжников) и лыж. Сноубордистам, заметившим приближающуюся лавину, рекомендуется потратить драгоценные секунды на то, чтобы расстегнуть крепления и постараться избавиться от борда.

 «Рекомендуется делать плавательные движения, чтобы остаться на поверхности. Удар стоит принимать на спину, так меньше вероятности, что забьются дыхательные пути. При этом, нужно обхватить руками шею с боков, а в случае отсутствия шлема (что, кстати, крайне нежелательно), – и шею, и голову. Как только вы почувствуете, что лавина остановилась, то нужно расчистить любым возможным способом свободное пространство перед лицом, то есть постараться сделать своеобразную воздушную камеру», — напомнил Сергей Марков.

Если вы стали свидетелем схода лавины и у вас в наличии бипер, то необходимо незамедлительно приступать к поискам — чем быстрее вы найдёте пострадавшего, тем больше у него шансов остаться живым. Одновременно стоит сообщить о произошедшем в экстренные службы по телефону — «112» (со спутникового телефона — «+112»), либо по единому телефону спасения — «101». При этом, не стоит уходить со связи, так как спасатели могут задавать уточняющие вопросы. Если вы звоните по спутниковому телефону, то обязательно обговорите время будущего сеанса связи. Берегите себя и не пренебрегайте собственной безопасностью.


Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *