В рамках исследовательского проекта «М-Пульс» эксперты Ромир проанализировали различные потребительские стратегии россиян и выделили пять основных паттернов потребления.
«Аскеты» – экономят на всем, кроме еды. Не планируют покупать ничего, кроме самого необходимого.
«Паникеры» – закупают впрок товары первой необходимости, сокращают расходы и экономят на дорогих товарах и услугах (бытовая техника, смартфоны, развлечения).
«Рационалисты» – не покупают впрок продукты и лекарства, но сократили затраты на второстепенные товары и услуги. В первую очередь отказываются от покупки дорогой одежды и путешествий.
«Стратеги» – демонстрируют увеличение трат на многие категории, не относящиеся к простому продуктовому набору и предметам первой необходимости. Стратегический характер их потребления отражается в покупках товаров, которые могут в дальнейшем подорожать из-за инфляции и роста курса доллара. К таким категориям можно отнести алкоголь, ювелирные изделия, бытовую технику и недвижимость.
«Инвесторы» – стараются экономить на всем, но увеличили расходы на ремонт автомобиля и страховку. Они рассматривают автомобиль как ключевой источник заработка.
Группы по приверженности россиян той или иной стратегии во второй половине марта разделились практически поровну. Согласно данным последней волны исследования «М-Пульс» стало чуть больше «аскетов» – 21%, «стратегов» и «инвесторов» – по 20%, «рационалистов» и «паникеров» – по 19%.
В течение марта существенно менялась только доля «рационалистов» – с 27% до 20%. Приверженцы этой стратегии перераспредлились между инвесторами, паникерами и аскетами.