11:07

«ЕЛИЗОВСКОМУ СПРИНТУ» – 10 ЛЕТ (ИНТЕРВЬЮ)

Сегодня, 27 февраля, в Долине уюта проходит одно из самых масштабных туристских событий Камчатки – национально-спортивный праздник «Елизовский спринт». Десятый, юбилейный!

О том, как все начиналось, рецепте успеха крупных брендовых туристических событий, их экономике и, конечно же, командной работе, говорим с гостем редакции ИА «41» – Дмитрием ЗАЙЦЕВЫМ, экс-главой администраций Елизовского района и Петропавловск-Камчатского городского округа, человеком, стоявшим у истоков «Елизовского спринта» и «Снежного пути».


– Дмитрий Владимирович, «Елизовский спринт» сразу же очень ярко заявил о себе.

2012 год, Долина уюта, гонка на собачьих упряжках, где можно видеть и старт, и финиш, каюры, чьи имена известны всей Камчатке, большой семейный праздник …. – все это собрало более 12 тысяч зрителей.

Для команды «Елизовского спринта» такое признание было ожидаемым?

– Мы стремились к тому, чтобы «Елизовский спринт» запомнился и полюбился, чтобы он стал большим семейным праздником, частью легендарной «Берингии» и в то же время имел свой характер и свои особенности. Был многоплановым и объединял людей разных возрастов и интересов. Он таким и стал.

Зрители видят старт и финиш гонки на собачьих упряжках, знакомятся с каюрами, с культурой коренных народов, получают возможность прикоснуться к «Берингии». И это уникально!

Но если говорить о том, с чего все началось, то сама мысль о гонке в районном центре, как искра, родилась на одном из совещаний правительства края еще в 2011 году. Принадлежала она Валентине БРОНЕВИЧ.

К слову, на  тот момент на юге Камчатки было только два, если я не ошибаюсь, постоянно действующих питомника ездовых собак. Большинство же упряжек находились на севере.

Долину уюта, ставшую в итоге постоянным местом прописки «Елизовского спринта», предложил Андрей ШЕРГАЛЬДИН, на тот момент глава района и председатель районной Думы.

Хотя на тот момент я больше тяготел к окрестностям Николаевки и местного аэродрома: инфраструктура, пространства, паратунское направление, популярное у камчатцев и туристов.

Однако, по многим параметрам, Долина уюта – это объективно правильный выбор.

Что касается самого «Елизовского спринта», то важно было создать не просто локальную гонку, а многоплановое запоминающееся событие.

И мы это сделали, – за ДВА МЕСЯЦА. РЕКОРДНЫЕ СРОКИ для такого масштабного мероприятия.

– Как такое возможно?

– Были мобилизованы все силы. Задействованы все управления и подразделения администрации района, города Елизово, спонсоры, дорожники, ГИБДД и полиция, медики, клуб «Берингия», журналисты, спортивные федерации, спортсмены, волонтеры.  

Приходилось в срочном порядке решать массу важных и «горящих» вопросов: подготовка инфраструктуры, праздничной площадки, организация гонки, её маршрута, транспортных потоков, доставка и размещение каюров, безопасность, непосредственно сама программа праздника и многое-многое другое.

Два месяца напряженной, сложной и слаженной работы оргкомитета под моим руководством.

– Вы сказали, что упряжек почти не было. И все-таки в первой гонке участвовали девять каюров…

– Да, благодаря клубу «Берингия», который также помог организовать судейство, проработать маршрут, решить вопросы ветеринарного сопровождения нашей гонки. 

В первый год упряжки бежали дистанцию 10 км – по Долине и окрестностям. В 2014-ом «Елизовский спринт» вышел за границы Долины – в город Елизово. И это было уникальное событие. Причем не только в масштабах Камчатки, но и России.

– В чем успех «Елизовского спринта»?

– До 2012 года жители Петропавловска, Елизовского района в большинстве своем не видели гонок на собачьих упряжках. Кто-то ездил в Эссо на открытие  «Берингии», единицы – в Оссору, на финиш.

На тот момент на юге полуострова концепцию короткой гонки никто еще не использовал. Мы были первые. Зрители, наконец, увидели и старт, и финиш, смогли поболеть, пообщаться с каюрами.

Еще одна важная составляющая – насыщенная программа, когда что-то интересное для себя может найти человек любого возраста: ярмарка, общепит, этнодеревня, концерты, мастер-классы, детский городок, соревнования – скиджоринг, национальный спорт, экстрим.

В Эссо на старте «Берингии» я видел, как разжигали огромные костры, около которых народ всегда с удовольствием толпился. На «Елизовском спринте» мы стали делать то же самое. Это очень объединяло.

Концепция единства, целостности она была во всем с самого начала – даже в том, как расположены площадки в Долине уюта, когда зрители свободно могут передвигаться, видеть, что происходит вокруг.

В целом программа с самого начала была выстроена таким образом, чтобы удержать зрителя на празднике в течение всего дня, чтобы ему было постоянно интересно, комфортно и вкусно.  

– Инфраструктура, логистика, безопасность, организация программы праздника…  Всё это подразумевает не только серьёзный человеческий ресурс, слаженность команды, но и, в первую очередь, финансирование. Где искали деньги?

– У спонсоров. В бюджете района средств на мероприятие не было, так как идея первого праздника родилась, по сути, спонтанно.

Нас поддержали «ТРЕВОЖНОЕ ЗАРЕВО» – эта компания откликнулась первой, «ВИТЯЗЬ-АЭРО», «РУССКИЙ ДОМ», «ЮСАС-СТРОЙ», «СОГЖОЙ», «ДОРРЕМСТРОЙ» и многие-многие другие.

И все переговоры я вёл лично, убеждал предпринимателей поучаствовать в создании большого семейного праздника «Елизовский спринт». Нужно отдать должное, бизнес откликнулся.

Он вкладывался,  в том числе в  инфраструктуру.

К примеру, на первый миллион от «ТРЕВОЖНОГО ЗАРЕВА» мы построили линию электропередач в Долину уюта.

Скажу больше: первые несколько лет «Елизовский спринт» мы проводили практически без вложения бюджетных средств. Именно благодаря партнерству с бизнес-сообществом, личным переговорам.

Более того, по итогам первых праздников было ясно, что «Елизовский спринт» обладает потенциалом большого туристского события и может стать той самой основой, на базе которой можно сформировать качественный турпродукт и дать дополнительный толчок развитию туризма на территории Елизовского района.

– Каким образом «Елизовский спринт» может влиять на экономику?

– С одной стороны, «Елизовский спринт» – возможность для индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса дополнительно прорекламировать себя, презентовать продукцию и услуги.

После первого «Спринта» один из ремесленников с огнем в глазах рассказывал мне, что сделал чуть ли не годовую выручку, другой, – что продал дорогой малахай ручной работы.

По факту у представителей туркомпаний, гостиничного бизнеса, ремесленников, есть возможность раздать тысячи визиток, расширить клиентскую сеть, заявить о себе, сделать какое-то свое маленькое шоу в рамках большого.

«Елизовский спринт» был и остаётся одним из самых посещаемых событий. Ежегодно он собирает свыше 10-12 тысяч человек. И заметьте, это не только местные жители, немало туристов – российских и иностранных.

С другой стороны, «Елизовский спринт», как яркий представитель событийного туризма, – это основа для формирования различных авторских туров, рассчитанных на разные кошельки. Причем упор можно делать на этно-культурную составляющую, или зимние виды спорта, или экстремальный спорт, или экологический туризм. Миксовать их или создавать отдельные программы. И в результате мы получаем готовый турпродукт.

Плюс формируем пространство для бизнес-сообщества, новых участников.  В первые годы «Спринта» ярко проявился интерес местного населения и туристов к упряжкам – и вот уже на территории района мы открываем новые питомники и стойбища.

Их туристские услуги востребованы. Опять же – можно придумывать собственные разнообразные туры разной длительности.

Путешествие на упряжке, маленькая экспедиция на несколько дней, с  полным сервисным сопровождением. Да, это дорого, это сложно, но в этом есть уникальность.

– Что делать в другие сезоны?

– Развивать событийный туризм. К примеру, в Елизовском районе у туристов очень популярны конные прогулки.

В 2014 году я задумал большие конные соревнования, привлек представителей турбизнеса. Местом проведения первых игр выбрал окрестности Раздольного. Это было абсолютно логично.

В направлении Раздольного сосредоточены конные дворы, есть школы верховой езды.

Первые конные игры собрали участников из Елизовского района, Петропавловска и вызвали серьезный зрительский интерес.

Затем возникла идея совместить конные игры и праздник «Мы славяне», добавив колорита, и проводить их летом.

И это тоже прекрасный пример событийного туризма. Тем более иностранных туристов очень завораживает именно национальный колорит.

В этом смысле, мне до сих пор жаль, что так и не получил продолжения проект круглогодичного туристического этнопарка на территории города Елизово, на месте бывшего аэропорта «Кречет».

Я очень горел этой идеей, ее в тот момент поддержало и правительство края.

Планировалось разместить на одной площадке зоопарк с краснокнижными животными Камчатки, этнокультурный центр, мастерские народно-художественного промысла, школу прикладного творчества для детей,  национальную деревню, парк аттракционов, пункты общественного питания. При этом объединить все концептуально камчатской тематикой.

Хочется верить, что у проекта все-таки есть будущее. О нём вспомнят. И может быть, уже нынешнему главе Елизовского района Сергею ТЮЛЬКИНУ, краевым властям  удастся создать в городе Елизово такой этнопарк.

Это в том числе стало бы ещё одной точкой притяжения камчатцев, туристов.  Опять же можно было бы говорить о формировании нового турпродукта. Как это происходит с «Елизовским спринтом».

– «Елизовский спринт» всегда имел сильное информационное сопровождение. И это тоже в глобальном смысле способ популяризации камчатского туризма.

–  Безусловно, реклама, PR, взаимодействие со СМИ – очень важная составляющая. Этому уделялось особое внимание с самого начала.

В этом смысле большая нагрузка легла на плечи управления делами, отдела по взаимодействию со СМИ.

И с первых «Спринтов» были баннеры, ролики, было мощное информационное сопровождение во время подготовки, в ходе самого праздника и после, конечно же. Опять же огромную роль здесь сыграла спонсорская поддержка.

А самое главное, мы с первого «Спринта», и я очень этим горжусь, ввели традицию пресс-конференции – с оргкомитетом, каюрами, участниками других соревнований, проходящих в рамках «Елизовского спринта», спортивными федерациями, спонсорами, приглашенными гостями.

И это стало очень важной частью события, тоже своего рода шоу.

У нас были именитые участники, берингийские звезды, люди, известные всей Камчатке и за ее пределами. Жеребьевка, проходящая под прицелом видео- и фотокамер.

Позже, когда состав участников стал расширяться, обновляться, на спортивном небосклоне стали восходить новые звезды в ездовом спорте, в том числе и скиджоринге, пресс-конференции продолжили играть важную роль. Мы рассказывали о каждом участнике заранее, представляли их зрителям, болельщикам.

К тому же пресс-конференция – это та площадка, на которой всегда говорили не только о «Спринте», как части «Берингии» и как локальном событии, но и обсуждали развитие и перспективы ездового спорта, ездового собаководства, событийного туризма, спортивного зимнего туризма, промыслов.

Всё это играло важную роль в продвижении события в информационном пространстве. 

– Говоря о продвижении, нельзя обойти стороной тот факт, что в 2013 году «Елизовский спринт» заявил о себе в эфире крупного федерального канала. Это была программа «Играй, гармонь».

– Не только «Елизовский спринт» – весь район, Петропавловск-Камчатский. Были две прекрасных передачи, которые посмотрели миллионы людей.

И был потрясающий отклик на эти программы, шквал звонков и мне,  и моим коллегам.

Сами гастроли знаменитой семьи Заволокиных были организованы благодаря спонсорской поддержке нескольких депутатов Думы города Елизово и елизовских предпринимателей.

В передачах, которые вышли в эфире «Первого канала» был не только «Спринт», как событие, главное, были люди… Заволокины записали множество ярких самобытных камчатских музыкантов, коллективов.

И все эти подробности, лица, голоса – все это, конечно, очень передавало дух, настроение, энергетику события, энергетику Камчатки в целом.

Позже, в 2016-ом году, была съемочная группа «Непутевых заметок».

То есть роль ярких популярных артистов, лидеров мнений, в том числе, кстати, известных спортсменов, ведущих, велика – через них можно транслировать информацию в широкие массы. Особенно сейчас, в цифровой век, можно охватить еще больше аудитории.

Но! При этом важно, чтобы звезда не затмила само событие, не перетянула всё зрительское внимание на себя. Грань очень тонкая.

К тому же, я считал, и продолжаю придерживаться этого мнения, на Камчатке невероятное количество талантливых самобытных исполнителей и коллективов, в том числе известных за пределами России. «Мэнго», «Ангт», «Русь» и многие другие! А сколько прекрасных молодёжных, детских коллективов!

Когда я возглавлял оргкомитет, для меня было принципиальным, чтобы главными героями культурной программы «Елизовского спринта» были именно местные артисты.

И это было органично вписано в сценарий. За что низкий поклон управлению культуры, спорта, молодежной политики района, управлению культуры города, коллективам учреждений культуры, самим артистам.

И по сей день камчатские артисты – в приоритете. Это очень  важно и правильно, что организаторы продолжают именно эту линию.

– «Елизовский спринт» спустя десять лет продолжает оставаться интересным для зрителя? Ваше мнение, уже со стороны…

– Безусловно. Он растет, продолжает собирать тысячи зрителей.

Я очень рад, что был частью огромной команды, создающей «Елизовский спринт», возглавлял её на этапах становления, внёс свой вклад в развитие.

Опять же, повторюсь, команда – понятие ключевое при организации таких масштабных, многоплановых событий. Зрители что видят? 

Отлично организованный праздник, зрелищные соревнования, ярмарки, выступления коллективов, интерактив – все то, что запомнится надолго, праздник, который захочется повторить. А за кулисами – месяцы упорного, кропотливого труда многих-многих людей.

10 лет – это отличная дата! И пусть таких юбилеев у «Елизовского спринта» будет еще много. Думаю, что это возможно. Главное продолжать меняться.


Редакция ИА «41»

 


Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *